Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли (Часть 1)

В процессе воспитания детей развитие речи очень важный момент. Трудно научить ребенка правильно выражать свои мысли, если речь у ребенка плохо развита, а так же если сами мы не умеем этого. Если мы столбенеем от одной только мысли, что необходимо кому-то и что-то объяснить, либо попросить что-то, то как мы можем с положительным результатом заниматься развитием речи у ребенка?

Но в любом случае нам придется этому учиться. Давайте я опишу метод, который помог мне в свое время не только в развитии связной речи ребенка, но и помог научить дочь ясно и понятно излагать свои мысли, пожелания, чувства и эмоции.

Началось все с того, что когда дочери было 2 года, мы проходили комиссию для поступления в садик. Логопед, осмотрев нас, поставила диагноз: «Задержка речевого развития ребенка. Ребенок в 2 года должен уметь говорить развернутыми предложениями». Наша же дочь умела говорить только отдельные слова и то редко. Обычно она ограничивалась тем, что показывала пальцем на то, что ей нужно. Т.к. я знаю своего ребенка, то я, естественно, понимала ее без слов и не задумывалась даже, что ей нужно ещё и развивать связную речь, учиться говорить намного лучше, чтобы её понимали другие люди.

По характеру я — молчаливый человек, я могу молчать, не испытывая никакого дискомфорта длительное время. Я молча делала дела, молча возилась с ребенком, ведь дочь была маленькой, и мне трудно было беседовать с человеком, который мне ничего не отвечает, не задает вопросы. Она молчит, и я молчу. Муж приезжает домой уже под вечер, и развивать речь ребенку, учиться выражать свои пожелания, объяснять, что она хочет и что чувствует, в общем, развивать речь дочери было просто не с кем.

Итого, первое. После встречи с логопедом я проанализировала свое поведение и поняла, что для развития речи у дочери мне нужно больше разговаривать с ней. И я начала все действия облекать в слова. Беру ложку и говорю: «Я беру ложку» и т.д. В первое время это невыносимо трудно, но только первое время. Быстро привыкаете к тому, что с ребенком нужно всё проговаривать, всё нужно объяснять и пояснять.

При развитии речи так же хорошо помогают детские игрушки. Очень удобно развивать речь с помощью различных игрушек, особенно при помощи разных слоников, осликов, машинок и т.д. Берете такую игрушку и говорите:

— Это слоник, — и отдаете ребенку.

А через какое-то время, когда ребенок вам покажет на слоника, спросите: "Кто это здесь?"

Через 1,5 месяца дочка стала говорить правильно и развернутыми предложениями.

Второе. Теперь необходимо было заняться развитием связной речи. Научить дочь понятно выражать свои желания. Приходит она на кухню и говорит: «Дай это», — показывает на стакан с водой. Я понимаю, что она просит, но ведь это я, и я знаю ее и ее потребности. Но моя задача научить ее объясняться понятно и грамотно для всех. И я намеренно делаю вид, что не понимаю:

— ЧТО это?

— Ну, это, — продолжает показывать пальцем.

— Я тебя не понимаю. Говори словами, что тебе нужно и зачем?

— Я хочу пить, дай стакан с водой.

— В теперь понятно. Так всегда и делай, но не забывай сказать «пожалуйста и спасибо».

Третье. И так всегда. Развитие речи раннего возраста очень важно. Старайтесь не угадывать, что говорит вам ребенок. Требуйте, чтобы сказал словами, назвал правильное слово. Не получается — помогите ему.

-Дай мне, — тянется за фоторамкой.

— А что это?- спрашиваю я.

— Не знаю.

Тогда я называю слово и прошу повторить свою просьбу.

-Дай мне фото-рамку, пожалуйста.

— Правильно, так и проси и добавляй зачем.

-Дай мне фото-рамку, пожалуйста. А хочу ее рассмотреть поближе.

Вот и результат. Внятно попросила и внятно обосновала.

Все по схеме:

— Мне нужно ТО-ТО …

— Для таких-то целей..

— Потому что ..

— Мне нужна фото-рамка.

— Я хочу ее рассмотреть.

— Потому что мне интересно, кто там сфотографирован.


Потом я стала объяснять дочери, как выражать свои эмоции. Если тебе что-то не нравится, надо сказать так:

— Мне не понравилось то-то …

— Потому что…

— Я почувствовала то-то …

Если ребенок что-то просит, требуйте, чтобы объяснил зачем. Сначала он не сможет даже объяснить, часто не задумывается сам, зачем что-то хочет взять. Потом уже будет не просто объяснять, но и сам задумываться, зачем ему это действительно нужно и нужно ли на самом деле.

Как–то мы пришли в гости к моей подруге. У нее сын, ровесник моей дочери (на тот момент 4 года). Они ушли к нему в комнату, мы сидим на кухне. Пообщавшись с подругой, я стала собираться домой, зову дочь. Оделись, подруга ей говорит:

— Приходи в гости еще.

— Приду, когда вы воспитаете своего сына.

Подруга, справившись с шоком, спрашивает:

— И что же тебя не устроило?

— Мне не понравилось, что он толкнул меня, когда я взяла его игрушку. Я ударилась, и мне было больно.

— Хорошо, я поговорю с ним.

Вот и все. Так моя дочь научилась ясно и понятно объяснять свои чувства и эмоции.

Читайте продолжение "Раннее развитие ребенка при помощи книг, игр и общения".

Благополучия вам и вашей семье, Лариса Ким.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!

Рекомендуем прочитать:

Оставить свой комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail
Ваш комментарий

  • Елизавета

    Про угадывание, конечно, правильный совет. Но иногда это бывает очень сложно. Помню года в 2 ребенок долго просил у меня "касету", а спустя минут 10-15 я догадалась, что он хочет конфету!:)

    15.12.2013 в 17:05 |
  • Маргарита

    Верно говорите, мы так и делали с сыном. А еще развитию речи и пополнению словарного запаса способствуют книги и особенно стишки. Мы раньше их читали с мужем, а ребенок повторял. Теперь сын сам их читает наизусть.

    15.12.2013 в 17:03 |
  • Анастасия

    Хорошо, спасибо, попробую как говорите). Хотя в принципе так и получается, когда ей даю какую то вещь, то говорю какого цвета, формы, чтобы запоминала. Например большой и маленький знает что такое. И может даже показать руками). Она со мной говорит и много, но на своем языке. Видимо слова недоговаривает, вот и получается, что я ее не понимаю. А так видно, что старается, это меня и радует, а то некоторым даже слова не нужны, показывает на вещь и все.

    11.11.2013 в 01:09 |
  • Элеонора

    Анастасия, хорошо, что девочка правильно повторяет слова. Очень часто ребенок достаточно долго говорит "словами", а потом начинает говорить сразу и очень много  Но, конечно, процесс становления речи нужно стимулировать. Очень хорошо помогают рекомендуемые в этой статье упражнения с игрушками. Можно дать ребенку любимую игрушку и разговаривать с ней, например, давай скажем кукле "Пойдем кушать", или "Давай  погуляем" или "Пора спать". Так же нужно общаться и с домашними и с другими детьми. Начинать надо с коротких предложений, постепенно их усложняя. И конечно, упражнения должны быть не слишком долгими и не утомительными для ребенка. Если не хочет говорить, заставлять не следует, попробуйте позже, в другой ситуации и т.д.

    11.11.2013 в 00:11 |
  • Анастасия

    Моей дочке 1 год и 11 месяцев.  Она говорит только отдельными словами «попить», «спать», «кушать», «сними» и т.д. Не могла не нарадоваться ее успехам, хорошо повторяет мои слова. Но после прочтения вашей статьи задумалась, оказывается, она у меня тоже отстает, а я думала это нормально. Дело в том,  что когда мы гуляли на площадки, то мамы жаловались, что их дети совсем ничего не говорят, даже слова, а им было уже 2,5, в 3 некоторые только словами говорили. Поэтому думала, что моя дочь развивается как надо. Спасибо, что написали такую статью, я думаю, многие родители поймут, что нужно заниматься с ребенком, а не ждать пока он сам заговорит.

    10.11.2013 в 13:32 |