Раннее развитие ребенка при помощи книг, игр и общения (Часть 2)

В первой части "Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли" мы поговорили о том, как научить ребенка ясно, развернутыми предложениями выражать свои мысли, желания, эмоции и чувства.

В этой статье "Раннее развитие ребенка при помощи книг и игр" мы продолжим разговор о том, как заниматься ранним развитием ребенка, развивать его мышление, память и речь при помощи книг и игр. И как учить ребенка не бояться спрашивать о том, что ему необходимо.

Чтение книг.

Одним из ранних развитий ребенка является чтение книг.

Дети обожают слушать сказки и рассказы. Моя дочь просила читать по сто раз подряд одну и ту же книгу. Первое время, когда я начала заниматься развитием речи у дочери (читайте об этом в первой части), постоянно придумывать, что же ей говорить, мне было трудно. Чтение книг было спасением. Мы покупали самые простые, сокращенные сказки. Сначала я не понимала, почему дочка просит читать одно и то же по многу раз подряд, не запоминает она, что ли? Это довольно утомительное занятие, подряд 10 раз прочитать «Красную шапочку». Я уже наизусть знала сказку и почти не читала ее, а скорее сокращенно ее пересказывала. Получалось, что я не только занималась развитием ребенка, но и развивала свою память! Но в какой-то момент я поняла, что дело не в том, что дочь не запоминает, о чем я ей читаю. Как–то она мне говорит:

— Ты не так читаешь!

— А как?

Она повторяет наизусть полное предложение из сказки точь-в-точь, как в ней написано.

Так у нас и пошло, она слушала и слушала, что я ей читаю, и при этом следила, чтобы все было одинаково. Если немного не так, то ее это смущало, и она просила читать «правильно». И я сделал вывод, что это не её капризы, а для чего–то ей необходима правильность чтения книг. Она не просто капризничает, она усваивает что-то важное для себя. Поэтому и просит прочесть еще и еще. И я стала читать по столько раз, пока она не говорила: «Давай другую».

А потом я начала не просто читать, но и заниматься развитием ребенка и её памятью осознанно. Стала специально не договаривать слова по тексту, и дочь произносила их сама. Либо произносила целые словосочетания.

Игра в слова.

Игры в слова являются прекрасным методом раннего развития ребенка.

Это упрощенная игра в Города. Вместо городов называете любое слово, ребенок называет слово, начинающееся с последней буквы названного слова. Например:

— Апельсин-нос-сова и т.д.

Моей дочери эта игра очень нравится. Мы играем в нее, когда едем в транспорте, или ждем в приемной у врача и в любом месте, где нужно ждать какое-то время.

Во–первых, повышается словарный запас у ребенка. Во–вторых, вы ненавязчиво учите грамоте, т.к. часто на конце слышится не то, что пишется. Например:

— Зуб. Слышим П, а пишем Б. Я объясняю это ребенку, предлагаю сделать проверку – зуБы. Сразу слышно Б.

Или слова, заканчивающиеся на Я. Это хитрая буква. Если долго ее протянуть Я-Я-Я. То в конце услышим А. Тоже объясняю, что это буква состоит из двух звуков Й и А. Поэтому мы и слышим А. Конечно, она не запоминает правил, но на слух ориентируется молниеносно. И уже в следующий раз не ошибается, а сразу слышит Я.

Когда ребенок не находит слов — помогайте. Ведь ваша задача тут не выиграть у ребенка, а заниматься ранним развитием ребенка, вооружить его как можно большим количеством слов. Вот, например, вчера играли, пока ждали, когда нас запустят в бассейн. Дочь не могла найти слов на букву Н. Я ей говорю:

— Давай вспоминать разные предметы. Например, мебель в квартире.

Думает, но не находит.

— Теперь давай вспомним постель.

Думает и находит слово наволочка.

Вот и слово и придумала, и поняла, как лучше вспомнить.

Ещё одна игра, направленная на раннее развитие ребенка. Похожа на игру в Поле Чудес. Даю дочери объяснение слова, намек — и она угадывает. Это тоже хорошо развивает мышление, воображение, память. Например:

— Что ты надеваешь на ноги, чтобы они не мерзли?

— Носки.

В этой игре стараюсь искать слова, ей незнакомые. Тут же объясняю значение этого слова. С каждым разом дочь говорит все больше новых слов, и игра затягивается дольше. Видимый результат от игры.

Не надейтесь только на свои силы. Пользуйтесь услугами специалистов. Водите на развивающие курсы, к логопеду, водите по гостям, где есть возможность говорить с другими людьми и детьми.
Поскольку у детей развитие речи и мышления напрямую связано с физическим
развитием, особенно с развитием пальчиков на руках (мелкая моторика), то
важно развивать у ребенка руки. Можно делать с ребенком поделки из
пластилина, поделки из бумаги или поделки из
соленого теста. Это и полезно для развития вашего ребенка и сблизит вас.

Также используйте каждую возможность что-то спросить у своего ребенка. Для наглядности расскажу небольшую историю. Пришли на детскую площадку. У девочки необычная игрушка. Дочь жмется ко мне и спрашивает: «Что это у нее?» Я-то знаю, конечно, и мне не трудно объяснить, но моя задача в другом. Моя задача в развитии ребенка, а не в прямом ответе. В тот момент у меня стояла задача научить дочь спрашивать и контактировать с другими детьми.

— Слушай, а ты подойди к ней и спроси, как ее зовут. Вы познакомитесь, а потом скажи, что тебе интересно, что это у нее такое, и она тебе расскажет.

Дочка не идет, стесняется, но любопытство свое берет, и через время подходит к той девочке. Та ей не дает игрушку, не говорит ничего. Дочь возвращается ко мне и докладывает:

— Она ничего не говорит.

— Ну что ж, мы не можем ее заставить. Это ее игрушка, она может делать с ней то, что хочет. Но мы можем спросить у ее мамы. Идет?

— Давай.

Подходим к маме, знакомимся и спрашиваем, что это такое у вашей дочери и где вы это взяли? Мама нам все объяснила.

— Ну вот, все выяснили. Чтобы узнать что-то, нужно всегда спрашивать и не бояться, что тебе не ответят.

Ещё одна история. В магазине, если нет очереди, побуждаю ее спрашивать, есть ли то, что ее интересует. Подходит к киоску, ищет детский журнал и не находит. Сильно расстроилась. Я говорю: «Спроси, может он не на витрине?»


Заглядывает и спрашивает продавца:

— У вас есть такой журнал?

— Да есть, только пришел. Я еще не выложила. Бери, пожалуйста.

— Ну, вот видишь. Всегда спрашивай. А не спросила бы, не появился бы у тебя новый журнал.

Не могу сказать точно, кто больше учится в подобных ситуациях, дочь или я. Но эти игры и постоянные разговоры, объяснение своих действий словами, развили мою речь настолько, что я уже не стесняюсь что-то спросить или объяснить свои потребности. Я, взрослый человек, научилась внятно просить необходимое. Мне часто приходится бывать в налоговой, в банке, в различных учреждениях и везде нужно объяснять, зачем вы пришли и что вам конкретно нужно? Иначе вы рискуете получить то, в чем вовсе не нуждаетесь. Люди не телепаты и они не могут догадаться, что нужно именно вам, вы должны сами объяснить это. И научить этому ребенка. Так что, занимаясь ранним развитием ребенка, я развиваюсь сама.

Благополучия вам и вашей семье, Лариса Ким.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!

Рекомендуем прочитать:

Оставить свой комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail
Ваш комментарий

  • Валя

    Спасибо. нам как раз 2,5 года, дочка начала хорошо разговаривать и теперь мы с удовольствием поиграем в предлагаемые игры. А сказки любит с рождения. Мы можем час просидеть, читая сказку, а потом я задаю ей вопросы и она отвечает. В таком возрасте детки все быстро запоминают и надо постараться их многому научить. 

    28.01.2014 в 08:25 |
  • Анастасия

    Ой, спасибо, я как-то о них не подумала. Надо тогда книжку купить со стишками, а то у нас сказки только дома.

    11.11.2013 в 01:03 |
  • Элеонора

    Анастасия, в таком возрасте деткам  чаще всего еще трудно сконцентрироваться. Очень хорошо подойдут короткие стишки и считалочки — детям они очень нравятся, они быстро запоминают и часто просят сами, чтобы им их почитали. а потом потихоньку можно читать короткие рассказы и сказки (с большим количеством картинок) 

    11.11.2013 в 00:04 |
  • Анастасия

    Отличные рекомендации родителям. Я сама обожала в детстве игру в слова. А про чтение книг было интересно почитать, сама вот не понимала, зачем то раз одно и то же читать, думала, она ее сразу забывает, а оказывается, вот оно что. В последнее время стала ей книжки читать, но у нее внимание очень рассеивается, она больше картинки рассматривает, чем слушает сказку, и говорит, кто на них изображен. Не знаю, как ее приучить слушать их, ей почти 2 года. 

    10.11.2013 в 13:45 |