Не знаю, вправе ли я учить других людей как воспитывать детей, если своих-то не очень получается? Но, собственно, учить я никого не собираюсь, а просто хочу поделиться опытом о том, как мы решаем вопрос с порядком в доме и уборкой. Как приучить ребенка (детей) к порядку.

Порядок сам по себе не бывает, и я думаю, это составная часть воспитания, ведь тут нужна и самостоятельность, и аккуратность, и забота о родных. В конце концов, если сам для себя убираться не хочешь, то сделай приятное родителям.

Порядок в доме – одна из наиглавнейших задач в нашей семье.

Во-первых, на душе реально приятно, если дома чисто.

Во-вторых, всегда может кто-нибудь зайти: родители, друзья, да мало ли кто! Но надо сказать, что я не всегда так думала, особенно в детстве. Я вспоминаю себя в детстве, как мама заставляла меня убираться, и я тоже не очень-то любила это дело. Мне было все равно, где лежит какая-нибудь вещь, пусть даже на дороге, можно же перешагнуть! Но если сравнивать меня и моих детей, то им, конечно, труднее, ведь вещей у них больше, чем было у меня, наверное, раз в сто.

Беспорядок (в моем понимании) условно состоит из двух частей:

Первое: пыль и грязь по углам;

Второе: разбросанные вещи.

В первом случае – моем и пылесосим 1-2 раза в неделю (об этом ниже), во втором — ежедневный, не побоюсь этого слова, труд. Причем есть простое правило: не делать из уборки «труд». Лично мне класть все вещи обратно на свои места совсем не трудно, но вот детишкам…! Особенно тяжко пришлось, когда в этом году младший пошел в школу.

Старший сын учится во вторую смену, мы на работе, и целый день дети предоставлены сами себе. Ну, о каком порядке может идти речь? Вот тут и встала проблема не только порядка, но и самостоятельности. А это:

— дети должны заправить за собой постель;

— повесить форму после школы;

— поесть сами в обед;

— делать уроки (хоть немного для младшего)

— и – поддерживать порядок в доме.

Весь сентябрь я приходила домой и ужасалась: форма валяется, в коридоре на полу все разбросано, в зале какие-то бумажки, фантики, игрушки, капли на ковре, в комнате детей вообще все перевернуто, на кухне грязная посуда. У меня настроение сразу портилось, ну неприятно приходить в грязную квартиру, ведь уходишь на работу из довольно убранной, и приходить охота в чистую и уютную квартиру. Особенно расстраивался наш папа, природный аккуратист. Начинал сердиться, кричать и даже хвататься за ремень, что, в общем-то, у нас не принято.

Вечер в таких случаях проходил очень хмуро. При этом днем я раз пять звонила домой с работы и пыталась руководить удаленно: «Сынок, ты покушал?», «Сын, ты повесил форму?». Он отвечает: «Да, да, мам, мне некогда, да сделал». А вечером оказывалось ничего не сделано.

Мы пытались выяснить, на что ушел весь день? Естественно, на компьютер и телевизор.

Телевизор папа отсоединил от кабеля, на третий день маленький догадался, в каком месте «сломался» телевизор. Без компьютера жизнь оказалась совсем тяжелой. Были слезы. Мне стало жалко их, попробуй, посиди 5 часов в тишине и одиночестве. Договорились, что дети будут играть по одному часу в день. Муж установил родительский контроль на компьютере. Так что одной проблемой стало меньше.

Но с чистотой проблема осталась по-прежнему. Я уже практически отчаялась что-то изменить и приучить детей к порядку, как муж предложил выход. Он вспомнил, как в детстве, когда его ребенком приучали к порядку, ему мама оставляла записку с заданием. Дети сразу же подхватили эту идею, приготовили бумагу и магниты. Я записала все задания по пунктикам и, не очень-то веря в успех этой затеи, прилепила записку на дверь.

В тот же вечер, напротив каждого пункта, стояла зеленая галочка и роспись. И дома было ЧИСТО.

На второй день написала новую записку, вечером роспись стояла возле каждого пункта, но и выяснилось, что практически все сделал старший сын. Маленький попросил себе отдельный лист с заданиями. Я ему написала всего одно задание «чистый пол в зале». На следующий день записку я не писала, но дома опять было чисто. Вечером они даже выясняли, как красивее укладывать подушки на диване. Попробуйте этот метод, возможно, он сработает и в вашей семье.

А теперь насчет пыли и грязи. Опять же, по своим воспоминаниям из детства, когда я просто возненавидела воскресенье (потому что надо было весь день убираться, мыть полы, стирать), выходной стараюсь не загружать уборкой. Предпочитаю убираться два раза в неделю, в понедельник и в четверг по вечерам. И лучше дружно всем вместе взяться и все сделать.

Однажды, во время уборки, у нас родилась игра. Сыновья – рядовые, я – главнокомандующий. Я выдаю конкретные и понятные детям распоряжения. За каждое выполненное распоряжение повышаю в звании.

Например, говорю младшему «командирским» голосом: «Вытереть пыль с телевизора». Он отвечает «Есть!», бежит, вытирает. Прибегает обратно, докладывает: «Ваше приказание выполнено!», я проверяю, хвалю и повышаю в звании. Был рядовой, стал сержант.

Дальше вытер пыль с полок, стал младший лейтенант, собрал игрушки — просто лейтенант, пропылесосил – майор, так и до маршалов доходим, если учесть, что их двое, получается, около 20 конкретных дел они сделали. Я в это время вожусь на кухне, а они наводят порядок по всей квартире. Мне остается только помыть полы. На всю уборку уходит не более 3-х часов.

Вообще, я пришла к выводу, что дети воспринимают только конкретные и понятные указания, просто сказать «уберитесь» бесполезно, лучше указать конкретные действия.

Для себя я определила некоторые особенности поведения детей, чтобы они слушались и выполняли свои обязанности, и мне не приходилось тратить на это свои нервы. Я определила, что они откликаются с первого раза, когда я зову кушать, смотреть что-нибудь интересное и в бассейн, на все остальное практически никогда сразу не реагируют. В таких случаях я делаю предупреждение, например: «Через десять минут идешь делать уроки». Через десять минут, если сам не пошел, я подхожу, беру за руку и веду, обычно никаких протестов не бывает и уроки делаются довольно быстро. Так же и с остальными поручениями. К такому подходу я пришла не сразу. Раньше бывало, что я говорю какое-нибудь замечание или поручение, а на меня никто не реагирует, в лучшем случае поднимают голову, говорят «Сейчас» и преспокойно занимаются своими делами, даже если это дело «валяние на кровати».

Начинала повышать голос, раздражаться, орать, в конце концов, и только тогда начинались совершаться какие-то действия. Причем с каждым разом орать приходилось громче и дольше, я каждый раз чувствовала себя как бы униженной, ведь дети реагировали только после выплеска моих отрицательных эмоций, а до этого я была как пустое место.


Тяжело ощущать себя бесполезной «говорилкой», пустым местом и до слез обидно от их безразличия, и потом, когда они вырастут, как я смогу на них воздействовать? Ведь к тому времени игнорировать маму они окончательно привыкнут. Поэтому, я перестала кричать и стала искать другие способы. Когда даешь задание, мгновенно реагировать никто не будет, ведь это уже работа, а не развлечение. Надо дать время настроиться и, соответственно, закончить текущее дело. Если в это время они смотрят мультики, я даю время до конца мультика, если играют в компьютер, даю 5-10 минут.

Вообще, воспитание детей такая вещь, что когда начинаешь об этом задумываться, понимаешь, что воспитывать нужно прежде всего себя. Ведь на самом деле дети копируют родителей, особенно в раннем возрасте это хорошо заметно. Мы можем не замечать какие-то свои недостатки, а детки показывают все как под копирку.

В воспитании я как-то всегда ориентировалась на свои внутренние установки, это хорошо, это плохо, так нужно, а так нельзя. Но я знаю точно, что надо детей любить и баловать по-хорошему, а бить нельзя ни в каком случае.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!

С уважением, Альфия Кусербаева.