Какие мысли приходят вам на ум, когда речь заходит о перспективе Обучение в Англии Обучение в Великобританииобучения в Англии? Возможно, вы думаете: «Нет, это не для меня. Ехать на Туманный Альбион за знаниями могут только дети олигархов». Признаюсь, еще недавно и я думала также. До той поры, пока не отважилась и не осуществила свою мечту об обучении в Англии.

Замечу сразу, что задумалась я о получении британской «корочки» об образовании, когда уже давно вышла из студенческого возраста – мне было тридцать «с хвостиком». Видимо, кризис среднего возраста постучался в дверь и сказал: «Хватит сидеть на одном месте! Пора что-то менять!»

В первую очередь предстояло выбрать учебное заведение. И я задумалась: а чего я, собственно, жду от обучения в Англии? Ведь хотелось не просто потратить деньги и время — а потратить с пользой. Для меня не было сомнений в том, что я поеду в языковую школу (у кого еще учиться английскому языку, как ни у англичан). Но в какую именно школу? Вскоре мною был составлен перечень требований.

Во-первых, в программе обучения должен быть обязательный курс делового английского. Согласитесь, выглядит весьма солидно строка в резюме, где вы указываете, что получили соответствующее образование и документ в Великобритании.

Во-вторых, я решила пройти целенаправленную подготовку к одному из международных экзаменов на знание английского языка – TOEFL или IELTS. Получение хорошего балла в этом тесте в последующем может помочь найти работу за границей или продолжить образование по интересующей специальности в европейском или заокеанском ВУЗе.

В-третьих, я могла поехать в Англию только во время очередного отпуска, так что располагала максимум пятью неделями свободного времени (с учетом накопившихся отгулов).

В-четвертых, важную роль играла цена. С моей зарплатой (которую с натяжкой можно назвать средней) об учебе и проживании в столице не могло быть и речи (чем крупнее город, тем, естественно, дороже жизнь). С другой стороны, мне хотелось не только сидеть над учебниками, но и познакомиться с жизнью англичан. Поэтому отправляться «в дыру» я тоже не горела желанием.

Несколько дней поисков в Интернете – и подходящий вариант обучения в Англии был найден: Ньюкасл! Город по нашим меркам не большой (около трехсот тысяч жителей), но по британским – весьма крупный и известный своими образовательными учреждениями. К тому же в нем есть международный аэропорт. А еще он расположен недалеко от Северного моря, а близость моря (пусть даже и холодного, Северного) делала перспективу поездки особенно желанной.

Что касается самой программы обучения, она устраивала меня «на все сто». Пятидневная рабочая неделя и экскурсии по желанию студентов в выходные за дополнительную плату. Возможность самостоятельно выбирать предметы и определять продолжительность обучения в Англии. Наличие курсов делового английского и подготовки к TOEFL или IELTS. Адекватная цена (не скажу, что копеечная, но и не заоблачная – моих сбережений хватало).

Одним словом, решение было принято.

На сайте учебного заведения я нашла электронную почту, написала письмо, указав предполагаемую дату приезда и свои пожелания, и вскоре получила ответ. К счастью, несмотря на то, что выбранный мною август всегда является пиком по количеству заявок, места еще были. Но предстояло действовать быстро. Алгоритм действий объяснили все в том же письме.

В зависимости от выбранного мною количества часов, выставляется счет, который я оплачиваю. После этого мне приходит быстрой почтой подтверждение об оплате и приглашение на учебу. Эти бумаги и являются основанием для дальнейшего получения студенческой визы.

Прочитав письмо (которое было написано на английском), я обратила внимание на подпись: Оксана. «Раз Оксана», — резонно рассудила я, — «значит, скорее всего, говорит по-русски». И действительно, девушка, как оказалось, приехала в Англию из Белоруссии несколько лет назад, вышла замуж и устроилась на работу администратором в языковую школу. Дальнейшую переписку мы вели на русском. Советы Оксаны мне оказались весьма полезными. В частности, она рекомендовала не экономить на количестве уроков. Выгода, конечно есть, но есть и риск: при выдаче визы могут возникнуть осложнения. Ведь план обучения прилагается к подтверждению об оплате. А в британском посольстве относятся настороженно к тем, кто претендует на обучение в Англии и при этом собирается заниматься всего пару часов в день. В таких горе-студентах видят потенциальных нелегальных эмигрантов, которых англичане, понятное дело, недолюблюивают.

Я выбрала курс, включающий 25 еженедельных занятий стоимостью 210 фунтов (чуть больше 10 тысяч рублей в неделю). Это была самая дорогая часть поездки, обошедшаяся мне в общей сложности в пятьдесят с лишним тысяч рублей. Замечу, что самый дорогой курс в этой школе (30-часовой) стоит 230 фунтов (примерно 11 с половиной тысяч рублей). А самый дешевый курс обходится в 130 фунтов (или 6 с половиной тысяч рублей).

Остановлюсь подробнее на получении британской визы (для того, чтобы пройти обучение в Англии), это отдельная история. Чтобы ее выдали, необходимо убедить работников посольства в том, что вы не собираетесь оставаться навсегда на их родине. Для этого хороши все доступные средства: копии справок о том, что вы являетесь собственником жилья, получаете высокую зарплату, вот-вот получите наследство по завещанию, имеете супруга и детей (которые будут с нетерпением ждать вашего возвращения домой).

Мне лично пришлось взять справки из банка (куда я предварительно положила на счет все свои накопления) и с места работы (правда, в бухгалтерию пришлось занести пару коробок конфет, после чего в документе моя зарплата удвоилась). Да, кстати, все документы подавались вместе с переводами на английский язык. К счастью, не требовалось их нотариального заверения, так что худо-бедно перевела все справки я сама с помощью словаря.

Выдачей британских виз занимается специальный визовый центр в Москве, на сайте которого я нашла и анкету для претендентов на студенческую визу. В анкете среди всего прочего надо было указать, для чего, собственно, мне потребовалось обучение в Англии. Я отметила несколько причин, среди которых – необходимость общаться с зарубежными коллегами (отсюда и потребность в деловом английском), а также потребность в чтении англоязычной литературы, касающейся моей профессиональной деятельности.

Была и графа, в которой надлежало указать адрес предполагаемого проживания в Англии. Вариантов у меня было два: жить в студенческом общежитии или в семье (третий вариант – самостоятельную аренду квартиры – я отмела сразу из-за дороговизны). Оксана посоветовала остановиться в семье, о чем я впоследствии ни разу не пожалела. Соответственно, мне выслали координаты принимающей стороны: адрес, телефон, имена и фамилии.

Несколько слов о том, во сколько обходится студенту языковой школы проживание и питание. Если вы остановите свой выбор на общежитии, неделя вашего пребывания выльется в 105 фунтов (чуть меньше 5 с половиной тысяч рублей). Однако не забудьте, что вам придется покупать продукты и самостоятельно готовить (общежитие располагает кухнями) или питаться в кафе (последнее весьма накладно).

Что касается размещения в семье, здесь возможны варианты. Размещение с завтраком (полупансион) стоит 120 фунтов в неделю, с трехразовым питанием (полный пансион) – 140 фунтов в неделю, а без питания – 95 фунтов (если в рублях, то 6 тысяч, 7 тысяч или 4750 рублей соответственно). Я выбрала полный пансион, что помогло мне значительно сэкономить на питании.

Возвращаясь к разговору о визе, замечу, что для студентов, предполагающих пройти обучение в Англии менее 6 месяцев, она обходится в 140 фунтов (или семь тысяч рублей). Оплатить сбор можно непосредственно в визовом центре.

После того, как толстая папка документов была собрана, я подала бумаги и загранпаспорт в центр, и мне оставалось ждать. Замечу, что медицинская страховка не входит в пакет обязательных документов, ее можно оформить и позже. Информация о том, на какой стадии находится рассмотрение моего заявления, была выложена на сайте, так что я по нескольку раз в день открывала заветную страницу. Наконец, появилось сообщение о том, что все готово. С замиранием сердца я забирала из центра бумажный пакет. Есть! Визу дали!

Теперь предстояло купить билеты. И тут ожидали непредвиденные осложнения. Поскольку до начала учебы оставались считанные дни, билетов до Ньюкасла в продаже не осталось. Единственный доступный вариант – рейс Москва – Лондон. Но ведь от столицы Великобритании до выбранной языковой школы предстояло ехать через полстраны. На помощь пришла моя старинная знакомая, которая лет десять назад вылша замуж за английского подданного и обосновалась в пригороде Лондона. Она успокоила меня, заверив, что я легко доберусь из столицы Великобритании до Ньюкасла на скоростном поезде. И даже согласилась встретить в аэропорту Хитроу и проводить на вокзал.

Собственно, так и произошло. Я купила билеты, которые стоили около 20 тысяч рублей (в два конца), и уже через несколько дней меня встречали в лондонском аэропорту. Правда, прежде, чем я сумела выйти в зал прилета, мне предстояло пройти короткое собеседование с неким чиновником, который изучал не только визы прилетевших в Англию пассажиров, но и прочие документы, на основании которых эти визу получены: подтверждение оплаты, приглашение, справку с работы… Хорошо, что Оксана предупредила меня о том, что эти бумаги потребуются на паспортном контроле, и их необходимо захватить с собой.

Взяв такси, прямо из аэропорта в компании сопровождающих (приятельницы и ее супруга) я отправилась на вокзал Кингс-кросс. Да-да, тот самый, с которого отправлялся в путь за знаниями в Хогвартс Гарри Поттер. Кстати, для поклонников саги на одной из стен Кингс-кросс сделана надпись: «Платформа 9 3/4», а прямо под ней – наполовину «въевавшая» в кирпичи тележка для багажа. Мысленно порадовавшись тому, что мой путь к обучению в Англии начался там же, где и путь юного чародея, я села в вагон.

Три часа пути ни капли не утомили. За окном мелькали непривычные для глаза пейзажи: пасторальные картинки с пасущимися на зеленых холмах овечками сменялись видами уютных городков, над которым вызвышались неизменные каменные церквушки. Время от времени вдалеке мелькали замки. А, когда поезд останавливался на станциях, я с любопытством рассматривала местную публику: седовласых бабушек в аккуратных блузках и юбках пастельных цветов, татуированных парней с разноцветными волосами, мамочек с детьми, одетыми сплошь не по погоде (кутать малышей англичане не любят, это стало ясно с первого взгляда).

На платформе в Ньюкасле меня встречала моя «английская семья»: Бернард и Ширли Мэйсон. Он в прошлом – преподаватель литературы в колледже, она – медицинская сестра, теперь оба на пенсии. Их дети давно выросли и, как говорится, «выпорхнули из гнезда». Дом опустел. Поэтому чета Мэйсонов заинтересовалась предложением языковой школы разместить у себя на месяц студентку из России.

Моя «семья» жила в предместье Ньюкасла, в живописном местечке Тайнмут, на самом побережье Северного моря. И всего в двадцати минутах езды на метро до языковой школы, что было очень удобно.

Следующий день прошел в хлопотах. В сопровождении «английских родителей» мне предстояло съездить в Ньюкасл и оформить соответствующие бумаги в учебном заведении. Выяснилось, что в стенах школы разрешено общаться только на одном языке – английском.

В тот же день мне как и другим вновь прибывшим студентам предстояло сдать экзамен. Нет, это был не вступительный экзамен (зачисляли в школу всех, кто вовремя оплатил курс и прибыл к началу занятий). Просто педагогам было необходимо определить исходный уровень знаний своих будущих учеников, чтобы распределить по группам. Задание было не очень сложное и состояло из двух блоков. Первый – проверка знаний грамматики. Требовалось выполнить упражнения на знание времен и продемонстрировать умение задавать вопросы к предложениям. Второй блок – владение письменным языком. Студентам следовано написать несколько мини-сочинений – дать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Уже на следующий день в соответствии с результатами экзамена были составлены списки студентов по группам: «начальный уровень», «средний уровень», «продвинутый уровень». Мне посчастливилось попасть в число «продвинутых».

Наша группа состояла из десяти человек: испанцев, немцев и швейцарцев. Из России, как я узнала позже, не только в группе, но и в школе на тот момент кроме меня студентов не было. Средний возраст учащихся – немного за двадцать. Впрочем, «старушкой» я себя не чувствовала. На нашем курсе были ученики и гораздо старше меня, в основном, из стран Ближнего Востока. За нами закрепили куратора Эндрю, который вел большую часть занятий и запомнился умением прекрасно владеть вниманием аудитории: его уроки пролетали на одном дыхании.

Несколько слов о том, какие именно занятия включает в себя курс. Как я уже сказала, моя рабочая неделя состояла из 25 оплаченных часов. На какие именно занятия потратить это время, каждый решает сам, подавая специальную заявку. Согласно составленному мною плану ежедневно у меня было два часа «делового английского», два часа «общего английского» плюс один час подготовки к международному экзамену на знание языка, который я решила сдать во что бы то ни стало.

Деловой английский предполагал в первую очередь обогащение словарного запаса студентов специфической лексикой. Ежедневно мы узнавали десятки новых слов, имеющих широкое употребление в деловых кругах. Используя эти слова, мы выполняли многочисленные упражнения «звонили по телефону партнерам», «вели переговоры», «встречали делегации», «писали заявки», «отвечали на жалобы клиентов». Неоднократно мы получали групповые задания, разделяясь на команды из трех-четырех человек, когда требовалось подготовить совместный бизнес-проект, а затем аргументированно и убедительно провести его презентацию перед аудиторией.

Замечу, что обучение в Англии значительно отличается от привычной нам с детства манеры преподавания. Упор был сделан в значительной мере на самостоятельную работу. Каждый день мы получали домашние задания: разработать слоганы к рекламной кампании, написать сочинение о понравившемся британском брэнде, провести экспресс-опрос на улице и обработать его данные…

Что касается курса «общего английского», он был во многом ориентирован на умение адекватно (разумеется, с языковой точки зрения) реагировать на ситуацию. Чувствовать разницу стилей (например, делового и разговорного), соблюдать необходимые требования этикета, донести до слушателей идею. Разумеется, не обходилось и без традиционных упражнений в тетрадке (а как еще тренировать грамматику), прослушивания аудиозаписей и просмотра видеофрагментов.

В распоряжении студентов была обширная библиотека и компьютерный зал с доступом к Интернету и богатым выбором обучающих программ. Консультант компьютерного зала Зоуи была готова часами возиться с каждым, подбирая упражнения, соответствующие поставленным задачам и уровню владения языком.

Собственно, Зоуи была моим главным помощником при подготовке к языковому экзамену. В аудитории было немало книг, посвященных предстоящему тесту. Мы разбирали соответствующий раздел, после чего я самостоятельно выполняла упражнения на компьютере. А в конце занятия просматривали мои ответы и анализировали ошибки.

Приятной неожиданностью обучения в Англии стала возможность сдачи в стенах школы еще одного международного языкового экзамена – TOEIC. Причем, бесплатная возможность. Условия сдачи экзамена были весьма строгими: никаких разговоров, никаких «мобильников», никаких отлучек из класса. Два часа непрерывных ответов на вопросы, которые следовало вносить в специальную карту.

Что касается свободного времени, то школа помимо воскресных экскурсий предлагала студентам совместные еженедельные вечеринки по пятницам в одной из местных дискотек и товарищеские футбольные матчи по вторнкам. Но я предпочитала проводить время со своими английскими «мамой и папой», путешествуя по окресностям.

Поверьте, не обязательно во время обучения в Англии жить в Лондоне для того, чтобы проникнуться духом Англии. Величественные замки «с приведениями», уютные пабы и аккуратные парки есть в каждом ее уголке. Не было ни дня, чтобы я ни отправилась после занятий на прогулку. Больше всего мне нравилось, сидя в маленьком кафе с видом на море в закатных лучах, пить горячий чай (естественно, с молоком!) и готовиться к очередному учебному дню.

А еще мне очень нравилось бродить пешком по мостовым Тайнмута – от дома к парку, от парка – к церкви. Любопытная делаль: у меня сложилось впечатление, что в Англии, видимо, нет церкви, рядом с которой не был бы похоронен как минимум один король. Например, рядом с церковью у дома моей «семьи» таких королевских могил было аж целых три, и еще парочка – у соседней. Видимо, не случайно улица, на которой мне довелось жить, так и называлась: Кингс Роуд — Королевская дорога.


Существенно сэкономить на посещении музеев и поездках помог мой статус студентки. В первый же вечер я на основании справки из школы оформила проездной билет, который впоследствии неоднократно помогал получать скидки. Ну, а в общей сложности поездка и обучение в Великобритании стоили около ста тысяч рублей.

Пять недель моего обучения в Англии пролетели незаметно. Итогом напряженной работы стали три сертификата: IELTS, TOEIC и «деловой английский». Пригодились ли они мне? Судите сами. В настоящее время я работаю за границей, и сданные экзамены сыграли свою роль в получении вакансии. Кризис среднего возраста, дрогнув, отступил. Но, честно говоря, дело даже не в новом месте работы. Само по себе пребывание в Великобритании сообщило мне огромный заряд позитива и обогатило жизнь яркими впечатлениями. И если вы все еще сомневаетесь в том, стоит ли прилагать усилия ради обучения в Англии, отбросьте сомнения. Поверьте, игра стоит свеч!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!

С уважением, Светлана Иванова.